Оборотень в славянской мифологии человек-волк; колдун, способный превращаться в волка и обращать в волков других людей. Легенды об оборотне общи всем славянским народам. В представлениях о волколаке соединились черты фольклорного образа и заимствования из представлений о христианской демонологии. Древность этого образа подтверждается также летописью 1282 года, повествующей о волколаке, который «гонит облака и изъедает луну» (славяне долго хранили веру в волхвов – облако - гонителей, которые превращались в волков, поднимались на небо и призывали дождь или разгоняли тучи). В отличии от мифологии народов Европы, у славян оборотень изначально был положительным персонажем, да и факт оборотничества воспринимался в принципе как нормальное явление. Необычное — да, но не в коем случае — не страшное и ужасное. Косвенно это подтверждает и древний русский заговор, записанный Сахоровым: «На море, на океане, на острове Буяне, на полой поляне светит месяц на осинов пень, в зелен лес, в широкий дол. Около пня ходит волк мохнатый, на зубах у него весь скот рогатый, а в лес волк не заходит, а в дол волк не забродит. Месяц, месяц — золотые рожки! Расплавь пули, притупи ножи, измочаль дубины, напусти страх на зверя человека и гада, чтобы они серого волка не брали, теплой шкуры с него не драли. Слово мое крепко, крепче сна и силы богатырской.» Обращение в волка было уподоблением одному из наиболее почитаемых и могущественных, наделяемых сверхъестественными силами зверей. Имя этого зверя было настолько священным, что его нельзя было произносить в слух, поэтому вместо «волк» говорили «лютый», а мужчин некоторых племен называли «лютичи». Способность превращаться в волка издревле приписывалась «особо сильным» колдунам и, видимо, составляла необходимую часть определенных обрядов. «Оборотиться» нередко буквально означало «перевернуться», то есть перекувырнуться, «переброситься через себя» или через условную границу. «Оборачиваясь», человек как бы переворачивался той стороной своего существа, которая приобщена к высшим силам мира, к почитаемым зверям, птицам, рыбам — «предкам, родственникам и покровителям». В повествованиях об оборотнях грань между человеком и зверем — узенькая полоска ножа, веревки, ветки, в сущности, она проходит через самого оборотня: он и человек, и животное одновременно. Практика оборотничества была настолько распространена среди славянских племен, что Геродот описывает ежегодное превращение невров(славянское племя, предположительно обитавшие на территории Белоруссии) на несколько дней в волков, как нечто само собой разумеющееся. А славянский героический эпос, вообще, характеризует главного героя оборотня как существо божественного происхождения. При рождении русского героя-волка Волги Всеславовича: А и на небе просветя светлел месяц, А в Киеве родился могуч богатырь, Как бы молоды Вольх Всеславьевич. Подрожала сыра земля, Стреслося славное царство Индейское, А и синея море сколыбалося Для-ради рождения богатырскова, Молода Вольха Всеславьевича. Подобные катаклизмы и природные явления сопровождали рождение стихийных славянских божеств. Многие исследователи проводят параллели (правда, весьма условные), согласно которым Вольх — это киевский князь Олег, считавшийся вещим. Впрочем таким князем-оборотнем был и не менее прославившийся Всеслав Полоцкий (вторая половина 11 в.), который «...князьям города рядил, а сам в ночи волком рыскал... Херсоню великому волком путь перерыскивал...» (Слово о полку Игореве). Другим славянским оборотнем, героем белорусского и сербского эпосов, был Змей Огненный Волк. Его образ также восходит к общеславянскому мифу о герое-волке. Он рождается от Огненного Змея, появляется на свет в человеческом облике, «в рубашке» или с «волчьей шерстью» — приметой чудесного происхождения. Может оборачиваться волком и другими животными, в том числе — птицей; совершает подвиги, используя способность превращать себя (и дружину) в животных. Многие из существ низшей мифологии тоже имели склонность к оборотничеству, леший, например, очень часто превращался в белого волка (белого царика) или в волчьего пастыря. С принятием христианства все прежние божества были низвергнуты и объявлены демонами. Не обошла эта участь и оборотней, которые из божеств-помощников и героев-богатырей стали жуткими чудовищами ночных кошмаров. Среди русских крестьян XXвека вера в оборотничество, в общем, угасает, хотя рассказы об оборотнях — волках и медведях до сих пор популярны в некоторых районах России. Интересная трансформация темы оборотничества обнаруживается в записанном И.В. Карнауховой на Русском Севере повествование об одном из героев Гражданской войны, «прославившимся» своей жестокостью: в этом рассказе партизанский командир выступает как волк-оборотень, губящий людей.
Но воздух не держит того, кто не верит, Ведь надо поверить хотя бы в себя
Одиночка1, (Оборотень в славянской мифологии человек-волк; колдун, способный превращаться в волка и обращать в волков других людей. Легенды об оборотне общи всем славянским народам. В представлениях о волколаке соединились черты фольклорного образа и заимствования из представлений о христианской демонологии.)Друк мой очнись ты бредеш ты говориш о волкодлаках. Оборотень не огроничеволся личиной волка и это не обезателно был колдун вспомни невров. И наконец хватет обовсём судить с точки зрения хрестьянства.
Стая нужна тому кто слаб, Вера не значит быть рабом, Слово всего лишь ветер, Сила решает всё....
Я бы хотел добавить: по мнению исследователей, культ Волка пришёл к славянам от скифов. Охотники палеолита почитали Волка за его силу, ум и удачу на охоте. Культ у них был связан с подражанием Волку, дабы он и их наделил силой, ловкостью и звериной интуицией. Также он почитался и у славян-земледельцев. Весной, когда восходили яровые хлеба, в лесах было огромное количество дикого скота, а волк был устранителем этой проблемы. Также волк считался пожирателем злых сил. Сейчас чуть-чуть не в тему будет- на Алтае изначально волки считаются истребителями зла, так как злой дух когда-то украл у них крылья. Итак, позже культ Волка стал частью культа Велеса, который в последствии, с течением времени стал покровителем скота, диких зверей, умерших предков, богатства. Этот культ получил широкое распространение среди славян, особенно на русском Севере. С принятие христианства волк стал превращаться в отрицательного персонажа, так как у христиан волк был слугой нечисти, или что-то в этом роде (много они понимают, христиане то) Так и сказки получили вечного отрицательного героя- волка, прожорливого, глупого и т.д. Но, как правильно было замечено, в былинах остался Волх Всеславьевич, или Вольга. Если что-то пропустил, или написал невнятно, извиняюсь, не имею "преподовательского опыта".
Atum, как раз ни так давно прочла книгу, в ней уделялось глубокое внимание культу подражания волку, вообщем то не только волку. А вообще хорошо написал, интересно. Может еще чего расскажешь?
К сожалению, христианство придало волкам и оборотничеству исключительно негативный оттенок, чего не было во-времена ведической культуры.
Буддам и патриархам при встрече - голову с плеч! Наготове всегда держи заточенный меч! Колесо Закона вращается неспроста. Чууу - зубами скрежещет Великая Пустота...
А я читала, что у многих славянский поселений были отряды волко-воинов, которые защищали поселения от разных неприятностей. Но с приходом христианства от них отказались и они стали изгоями. Правда это или вымесел не знаю, но победить славян так и не удалось.....
Я не жду, что мои взгляды будут сразу приняты: человеческий ум привыкает видеть вещи определенным образом, и те, кто в течение части своего поприща рассматривали природу с известной точки зрения, обращаются лишь с трудом к новым представлениям. А. Лавуазье
Мир полон чудес и тайн, его нужно познавать: Волк является воплощением таких природных качеств, как Гордость, Сила и Свирепость. В древности многие Божества и Герои Языческой традиции и мифологиипо всей Европе были знамениты тем, что могли по собственному желанию принимать облик волка.
Cреди них Аполлон Ликейский и Долон Древней Эллады, Сигмунд и Синфьотли – персонажи Саги о Волсунгах, Вольга-Волк Всеславьевич – герой Восточно-Славянского эпоса, Змие-Огне-Вук – эпический герой Балканских народов и многие другие. Иные были связаны с волком прочными кровными узами: близнецы Ромул и Рем Римской мифологии; Вольф-Дитрих Германской традиции; близнецы Горыня и Дубыня Восточно-Славянских сказаний и т.д. Всех их роднит то обстоятельство, что в младенчестве они были потеряны своими родичами, но в последствии спасены, вскормлены и воспитаны Волчицей. Волкодлаки и мистическая нить, единящая человека и волка, является характерной чертой каждого позднеевропейского сказания и суеверия. Еще в глубокой древности Арии почитали Волка в качестве сакрального животного. Именно на этой основе ими были сформированы воинские культы и инициатические обряды, целью которых было стремление высвободить всю совокупную мощь Волка и передать ее Воину, даруя последнему Силу, Свирепость и Неуязвимость в бою. Бесстрашные Воины создавали независимые друг от друга тайные воинские союзы (Mannerbunde), находя себе пристанища в непроходимых лесах Европы. В любой Арийской цивилизации можно найти следы этих воинских культов. Ульфхетнары в землях Скандинавии, Саксонские Хундинги или Агелы (agelh, дор. agela – стая, отряд, группа) Древней Спарты. Так, один из Западно Славянских племенных союзов, хорошо известный своим бесстрашием и фанатичным сопротивлением христианизации, назывался Wilki (Волки).Характерной мистической особенностью, единой для всех вышеперечисленных Арийских Mannerbunde было то, что их представители не одевали на битву никаких доспехов; большей частью это были юноши, вооруженные каким-либо одним видом оружия (очень часто это был топор), которые в приступе ярости выли по волчьи, сокрушая своих врагов. Эти воины были настолько свирепы и неуживчивы, что жили отдельно от всего войска. Очень часто ночью они совершали набеги на деревни в поисках воды и пищи, надевая на себя одеяния из волчьих шкур и ужасающие маски, имеющее сходство со свирепыми порождениями лесов – Волкодлаками. В Спарте Агелы проводили 9 или 12 лет в лесах, проживая компактными группами, состоящими из 12 воинов. Всякий взрослый Воин был обязан пройти через это посвящение. Молодые воины жили тем, что грабили и терроризировали близлежащие деревни; тем не менее их очень ценили за высокое воинское мастерство и безжалостность к врагам полиса (свидетельства тому можно обнаружить в сочинениях Плутарха). На Севере Скандинавские Ульфхетнары, так же как и Англо-Саксонские Хундинги, были не менее известны как бесстрашные воины, одевавшие на битву лишь волчьи шкуры и вооружаясь топорами. (Здесь следует отметить также существование в землях Скандинавии таких воинских инициатических культов, как Berserkr – буквально: «воины в шкуре (serk) медведя (ber)» – и Свинфилкинги воины-кабаны; кабан являлся священным животным Бога Фрейра). В сече Воины-Волки яростно завывали, прикрывшись черными щитами с изображенными на них белыми черепами, и раскрашивали свои лица, придавая себе, таким образом, вид оживших мертвецов. Это же действо происходило и в Йоль – празднество, посвященное Одину – когда воины являлись воплощением волков Дикой Охоты Вотана–Asgardreinen/Julereidi/Gravferd.«Отец истории» Геродот, да и другие древние Греческие хроники упоминают, что в Восточной Европе скифы были свидетелями того, как племена невров, проживавшие на территории современной России и Беларуси, каждый год превращались в волков. Уже позже, у Византийских историков можно найти свидетельства, что славянские язычники приветствуют друг друга волчьим воем. Элитные воинские братства (дружины) лютичей и ободритов, участвовавшие в битвах против крестоносцев были известны как волкодлаки. Многие христианские летописные своды говорят о том, что во время битв огромные волки появлялись в рядах венедских воинов, с неописуемой яростью разрывая на части крестоносцев обагренными кровью клыками. Кроме того, когда речь идёт о месте Волка в русских мистических традициях, то следует отметить, что слово «волхв», очевидно, является однокоренным со словом «волк». Так один из последних князей-язычников Всеслав Полоцкий согласно легенде был рожден своей благородной матерью от семени неизвестного человека-оборотня, и уже после принятия княжеского титула был повсеместно известен, как Волхв и Волкодлак, тот кто «волком рыщет в ночи». Итак, как было упомянуто выше, в древности суть воинской инициации заключалась в ритуальном превращении молодого воина в Волка. Речь шла не только о храбрости, физической силе и умении выносить лишения, но и о магическом сакральном опыте, радикальным образом менявшем жизнь испытуемого. Он должен был преодолеть свой человеческий облик в порыве агрессивной, устрашающей ярости, превращающей его в бешеного хищника. Для этого было необходимо мистически уподобиться поведением волку и, кроме того, облачиться в волчью шкуру ради символического обозначения превращения в волка. Однако Славные Времена Завоеваний и Подвигов ушли в Прошлое. Чуждая христианская догма поработила Арийские Народы Европы. Христиане, ведомые своими фактическими вождями уничтожили тысячи Язычников и разрушили многие из священных капищ, пытаясь искоренить исконную Языческую Веру. Тогда слово «оборотень» становится именем тех, кто остался верен Богам своих Прародителей, являясь нарицательным для обозначения чего-либо «отвратительного и низкого» в понимании христианина.И так как христиане были не в состоянии понять эти воинские культы, то все инициатические действия им представлялись как нечто «дьявольское» и «злое», поэтому церковь без малейшего сомнения отнесла Волкодлаков в разряд демонических порождений Ночи. В сводах законов раннехристианских государств Европы юридическая формула, осуждавшая, и объявлявшая кого-то вне закона звучала как «Vargus Esto» («Ты - Волк»). Они использовали термин «Волк» (в Скандинавии «Варг») по отношению к тем, кто преступил их законы, и приравнивали их к Язычникам - «Волкам крадущимся и набрасывающимся на свою жертву с ненасытной жаждою крови; потому каждый человек должен был участвовать в охоте на них, где бы они не находились, а затем убить или повесить». С тех пор были пролиты реки крови... Со временем, народ стал забывать о Воинских культах Волка своей древней Элиты. Демонизированные и изгнанные христианскими властями (как духовными, так и светскими), Язычники были вынуждены скрываться в лесах небольшими общинами, оставаясь верными своим Священным обрядам и традициям. Время от времени небольшие группы Воинов-Волков терроризировали близлежащие деревни или грабили незадачливых христианских монахов и пилигримов, осмелившихся путешествовать лесными тропами. Те, кто по. счастливой случайности избежали смерти, по возвращении рассказывали об ужасающих волкоподобных созданиях, покинувших свои лесные пристанища и напавших на них, или о лесных демонах с кожей, напоминающей кору, с лапами словно ветви деревьев. Хотя монахи и пытались уменьшить страх поселян, говоря, что это были всего лишь люди, одевавшиеся словно звери, но все было напрасно... Турки, вторгшиеся в Сербию, Боснию и Герцеговину как огня боялись Вукодлаков чудовищ, наполовину людей, наполовину волков которые по ночам нападали на них. Леса и горы никогда не были безопасными местами для монахов и прочих посягателей. Они стали твердынями для тех, кто олицетворял ужас для всех, кто был чужд нашей Земле. Среди небольшой части народа Языческая Вера наших Прародителей была всё еще жива, оставаясь незапятнанной чужеродными тенетами обмана, лжи и лицемерия. Сквозь тёмные века христианского мракобесия сказания о Воинах-Волках со временем померкли и позабылись. Но потаённая память о них никогда не исчезнет из подсознания Народа. Услышь Зову своих Прародителей ночами своего одиночества, меланхолии и гнева. Vargus Esto!
Мир должен быть добыт победой, а не соглашением.
Post edited by n1k3 - Суббота, 30 Июл 16, 11:31 AM