Биография группы Evanescence Лицом новых героев американского модерн-рока является вокалистка Evanescence, Эми Ли (Amy Lee). Как ни странно, но до появления Evanescence никому и в голову не приходила идея о том, что вокалисткой группы, играющей альтернативный метал, может быть женщина, а если и приходила, то сразу же отметалась, как совершенно невероятная. Примеры же родственных Evanescence формирований — Lacuna Coil и The Gathering — говорили о том, что женский вокал хорошо оттеняет и дополняет агрессивные гитарные риффы, но ставить вокалистку на первое место — как-то не очень уважительно по отношению к их коллегам-вокалистам. Эми Ли удивляет эта великомужеская позиция: «В моем родном городе я даже не припомню ни одной рок-группы с девушкой на вокале!» Литл-Рок — небольшой городок в штате Арканзасе, характеризующийся развитой сценой death metal. Именно здесь в 1994 встретились Amy Lee и Ben Moody. Им было всего по 13 и 14 лет соотвественно.
Несмотря на различие музыкальных вкусов (Эми имеет классическое музыкальное образование и заслушивается Tori Amos и Bjork, а Бену по душе heavy metal 80-х), молодые люди быстро нашли общий язык. «Мы сошлись в главном — в своем отношении к музыке, — говорит Бен. — Мы понимаем друг друга без слов и заканчиваем мысли друг друга».
Первые упоминания об Evanescence относятся к концу 1990-х годов. Такие песни, как Give Unto Me и Understanding, а затем My Immortal и Haunted, были написаны именно тогда, последние две написал Бен. Как и почти все песни, написанные Беном, они базировались на краткой предыстории. Текст Haunted написала Эми после прочтения истории Бена, повествующей о маленькой девочке, роком судьбы завлеченной в зловещий дом. Дом задержал ее в плену и вот 10 лет она мечтает увидеть своего мучителя, она любит и ненавидит его, но это единственный, кто у нее есть, и жизнь без него невозможна. История My Immortal создает с вышеизложенной определенный контраст. Несмотря на берущую за душу лирику и повествовании о жизни и смерти, в частности суициде, песни группы резко отличаются между собой. My Immortal — песня о духе умершей девушки, которая не хочет оставлять в покое своего возлюбленного. Души тех, кто нас любит никогда не покидают нас, пока мы сами этого не захотим. Эта песня о разлуке и страданиях, что очень хорошо удалось передать. Это, пожалуй, на данный момент самая популярная и ширико известная песня.
Brad Caviness начал крутить «Understanding» и «Give Unto Me» на своем радио KABF в Литл-Роке, несмотря на «неформатность» звучания.
Под влиянием широкого диапазона артистов, таких как Bjork, Danny Elfman и Tori Amos, группа начала выпускать демо-альбомы из этого материала. Даже не выступая живьем, Evanescence начали устанавливать себе репутацию. «Многое из того, что мы разработали, было не реализовано» — вспоминает Бен. Слухи о новой готической группе распространились за пределами Литл-Рока — и это при том, что группа не сыграла ни одного концерта! «Внезапно мы поняли, что стали популярными, — вспоминает Бен Муди. — Нашу песню стали активно крутить по радио, но вот в чем парадокс: никто не знал, кто мы такие и как нас найти. А мы не светились, не давали концертов, потому что в группе было всего два человека — я и Эми».
«Understanding» была включена на дебютный EP Evanescence (1998), который музыканты записали и выпустили своими силами. Альбом разошелся в количестве 100 экземляров за одну ночь на их первом концерте Vino в Литл-Роке. После выхода альбома группа взяла себе название Evanescence (до этого они называли себя Stricken & Childish Intentions).
Whisper EP был реализован немного позже, в 1999, при помощи BigWig Enterprises на CD-R (всего 50 копий).
В какой-то момент в 2000 году к группе незаметно примкнул Дэвид Ходжес (David Hodges), он играл на клавишных. Можно отметить, что это было очень удивительно, так как Бен Муди — прирожденный педант, который тщательно отбирает тех, с кем ему комфортабельно играть музыку. В этом же году был выпущен демо-альбом Origin. Это CD было представлено на шоу 4 ноября 2000 у Речного Торгового Павильона Литл-Рока, где выступали Evanescence, Living Sacrifice, Squad 5-0 и еще 2 группы.
Записи, выложенные в интернет, привлекли внимание боссов лейбла «Wind-Up Records», специализирующегося на так называемой «христианской» музыке (клиентами «Wind-Up Records» также являются Creed, P.O.D, 12 Stones, Seether). К этому моменту дуэт укомплектовался еще одним гитаристом John LeCompt (Killing System) и барабанщиком Rocky Gray (Living Sacrifice, Soul Embraced). Evanescence, тексты песен которых при всей неоднозначности имиджа группы, несли некий духовный заряд, не возражали против получения ярлыка «группы христианского рока». С помощью «Wind-Up Records» композиции команды начали звучать на волнах «христианских» радиостанций. Первой радиостанцией, проигравшей Bring Me To Life, была KLAL-FM в Литл-Роке. Музыкальный руководитель станции Syd услышала Bring Me to Life летом 2002 и увидела потенциальный хит в песне до того, как многие вообще что-либо слышали о ней. Syd начала проигрывать песню на станции, и уже к началу следующего года станции других направлений (альтернативные, христианские и другие популярные станции) последовали этому примеру. Освященная приглашенным вокалистом из группы «12 Stones» Paul Maccoy, песня «Bring me to life» попала в поле зрения продюсеров фильма «Daredevil» и настолько им понравилась, что группе предложили включить в саундтрек еще одну песню — фортепианную балладу «My Immortal», по духу и настроению никак не похожую на Bring me to life. Альбом с музыкальной дорожкой к этому фильму вышел в феврале 2003 года, и дни неизвестности для Evanescence были сочтены. Выпущенный по горячим следам дебютный альбом под названием «Fallen» на волне успеха «Daredevil» дебютировал на седьмой строке официального американского хит-парада и уже через месяц получил свою первую платину. Дебютный альбом группы разошелся 12 миллионным тиражом и несколько раз становился платиновым. Fallen был номинирован в Грэмми как альбом 2004 года. Альбом Fallen был записан в городе Лос-Анджелесе с продюсером Dave Fortman (Boysetsfire, Superjoint Ritual) в 2002. Сразу после окончания записи 19 декабря 2002 Дэвид уходит из группы. Альбом удачно нашел тот неосязаемый баланс между насыщенной красотой и первоначальной тяжестью. Типичной записью является первый сингл «Bring me to life». В мае 2003 сингл «Bring me to life» достиг вершины американского чарта и продержался там две недели, а в июне Evanescence покорился и британский чарт. Несмотря на мрачность музыки и текстов, нельзя не заметить, что песни Evanescence имеют позитивную направленность. «Своим альбомом, своими песнями мы хотим дать людям понять, что они не одиноки, — говорит Эми. — Каждый проходит сквозь трудности и душевные страдания. Такова жизнь и такова людская природа». «Мы очень искренни с тем, что делаем, — добавляет Бен. — В наши дни в музыке слишком много агрессии. К нам это не относится. Мы не хотим дешевой популярности, мы пишем сердцем».
«Bring me to life» — это песня об исканиях чего-нибудь или кого-нибудь, что разбудит в вас чувство, которых до этого не было. Эми писала о песне следующее:
Откройте дверь в сознание. Вы открываете глаза на вещи, которые так долго не замечали. В один прекрасный день кто-то сказал мне то, что заставило мое сердце биться за секунду, и я осознала, что я была льдинкой многие месяцы, просто жизнь проходила мимо.
Также стоит отметить на фоне общей композиции оживленный гимн «Tourniquet» и таинственный «Haunted» со своими колотящимися ударами и дребежащими мелодиями. После этого Бен утверждает, «Это песня о нас самих. Это итог того, как мы стремимся играть». Относительно Tourniquet можно сказать, что это кавер на Soul Embraced «My Tourniquet», написанный Рокки. По словам Грея, песня имеет религиозный подтекст, но она о суициде! Песня о будущем души кого-то, кто покончил с собой, и она также о спорных моментах в Христианстве, куда ты попадешь, если закончишь жизнь суицидом, на небеса или в ад? Если все грехи прощены после искупления их Христом, почему должно быть исключение? Эми кричит в песне «I long to die». Эта фраза взята из фильма «Ромео и Джульетта» с Дэйнс и ДиКаприо в главных ролях.
Лирически Evanescence изучают темные, интроспективные темы любви и отчаяния. Но группа считает, что основное звучание — положительное. «Цель этой записи и группы — это дать понять людям, что они не одиноки, когда у них плохое предчувствие, или боль, или что-нибудь, через что они проходят.», говорит Эми, которая пишет большинство слов. «Это жизнь и это люди. Они не одни, мы тоже проходим через это.»
Жизнь, функции Evanescence как квартета с John Lecompt и Rocky Gray: «Как четыре куска мы сможем выполнить сложные гармонии и оркестровки из памятного материала в 'Fallen'», — подчеркивает Муди. — «Мы искренне относимся к тому, что мы делаем. Сейчас так много подростковой тревоги в музыке наших дней. Это не по нам. Мы не пытаемся продать сингл, мы просто пишем из своего сердца.»
Вскоре после выхода своего дебютного альбома Evanescence уже гастролировали по США в качестве хэдлайнера с вышеупомянутыми 12 Stones на разогреве. В ближайших планах группы было — «пробомбить» все мало-мальски известные летние фестивали (Rock Am Ring, Rock Im Park, PinkPop). Благо приглашают. Критиков же больше всего волнует, каким будет следующий альбом Evanescence. Надо сказать, что при общей позитивной оценке рецензенты сомневались, что группа способна вырасти из коротких штанишек ню-металла. «Это еще одно неверное представление о группе, — смеется Эми Ли. — Мы ведь только начинаем. Мы открыты ко всему новому. Вы нас еще просто не знаете».
Несмотря на это, музыкальные критики, ознакомившиеся с «Bring me to life», сразу же отметили, что звучание Evanescence напоминает им Linkin Park. В этом не было ничего необычного, если учесть, что вышеуказанная композиция исполнена с использованием классической фишки Linkin Park: дуальности рок — и рэп-вокалов. Рэп-читку для этой песни обеспечил вокалист группы 12 Stones — Paul McCoy. Даже при том, что ничего подобного этой песне на альбоме больше не наблюдается, Evanescence наградили ярлыком «Linkin Park с Emma Chapplin на вокале» — в том числе благодаря сильному голосу Эми Ли и ее широкому — в несколько октав — вокальному диапазону.
Если с таким сравнением Бен и Эми еще худо-бедно мирятся, то с определением себя как «Stryper номер два» (известная христианская хэви-метал группа 1980-х) мириться не желают. В апреле 2003 года в одном из интервью для «Entertainment Weekly» Бен Муди язвительно заметил, что не понимает, «what the f..k» делает Evanescence в чартах христианской музыки. Боссы «Wind-Up Records», услышав такие не соответствующие имиджу благопристойного христианина слова, сразу же выпустили заявление, в котором призвали все христианские радиостанции и мюзик-шопы бойкотировать Evanescence. Однако продвижению альбома это уже не смогло помешать. «Я не хотела бы, чтобы нашу группу рассматривали с позиции „христианской“ команды, — поясняет Эми. — У каждого из нас своя вера. Не думаю, что хотя бы два человека в группе думают одинаково. Некоторое время назад одного из нас спросили о его вере, он рассказал, и все подумали, что у нас в группе все такие. Так вот — это не так… Я не хочу никого обижать. Если вы слышите в нашей музыке духовное послание — круто. Значит, эта музыка — для вас. Мы же просто пытаемся писать о нашей жизни».
«Есть люди, которым бы хотелось слышать в наших песнях какое-то секретное послание, — вторит ей Бен. — Мы не хотим никого поучать, мы просто описываем свои жизненные проблемы». Одной из песен, позволивших запихнуть Evanescence в лагерь «христианской» музыки, стала «Tourniquet», включенная в дебютный альбом. Одной строкой из этой песни — «dying, praying, bleeding and screaming» можно описать тематическую направленность всего альбома, ибо в песнях Эми чаще всего рассказывается об отчаянии и опустошенности, безответной любви и поисках смысла жизни. Интересно, что авторами этой композиции выступает христианская дэт-металическая группа Soul Embraced, откуда «родом» барабанщик группы Rocky Gray. В этой песне-молитве говорится об обретении веры и надежды на спасение. Или же о наркотической зависимости? Точки над «i» ставит Эми Ли: "«Многие наши песни написаны таким образом, что вызывают у разных людей различные ассоциации. Эта песня написана Роки Греем, во времена его пребывания в Soul Embraced. По его словам, она имеет религиозный подтекст, но написана от лица самоубийцы! Человека, который лишил себя жизни, и просит Бога простить его за это. Вы ведь знаете, что по христианским догмам самоубийцам не даруется прощение. Почему, если человек, совершивший самоубийство, принимает Христа, он все равно не может рассчитывать на прощение? Вот об этом и песня…»
Проблемы у группы начались 22 октября 2003 года, когда совершенно неожиданно для всех со-основатель Evanescence, Ben Moody, ушёл из группы без объяснения причин прямо посреди Европейского турне группы (о неожиданном уходе Бен относительно недавно написал песню '10/22'). Последним концертом, который отыграл Бен, был Live in Cologne, Germany 17.10.2003. В своем первом интервью после его ухода, вокалистка Эми Ли заявляет «Blender»: «Теперь я готова ко всему». Замену нашли довольно-таки быстро, и уже в январе 2004 группа стала выступать с бывшим гитаристом Cold, Terry Balsamo. В обновленном составе группа закончила турне в поддержку альбома Fallen в августе 2004 года. В феврале 2004 Evanescence выиграли 2 номинации в Grammy из 5, в которых они были представлены, такими как Best New Artist и Best Hard Rock Performance с песней Bring Me To Life. Они были номинированы на Album of the Year, Best New Artist, Best Rock Album, Best Rock Song (Bring Me To Life) и Best Hard Rock Performance (Bring Me to Life). Бен Муди и Дэвид Ходжес также присутсвовали на церемонии. Последним из реализованного стал dvd «Anywhere But Home». 3 октября вышел третий диск «The Open Door», разошедшийся на данный момент тиракжом почти в 6 млн копий.