"Умар ибн Абдуль-Азиз (682 — февраль 720, араб. عمر بن عبد العزيز) — омейядский халиф, правивший с 717 по 720 г. Двоюродный брат своего предшественника Сулеймана, сын Абдуль-Азиза, младшего брата халифа Абдаль-Малика. Отличался набожностью и необычной честностью. Оставил о себе самую лучшую память как среди суннитов, так и среди шиитов.
Умар ибн Абд аль-Азиз родился в 680 году в Медине. Он принадлежал к курайшитскому роду омейядов, находившихся в то время у власти халифата. Обучаясь с детства у самых известных ученых, он получает блестящее по тем временам образование. Несмотря на свое огромное состояние (его годовой доход составлял 40 тысяч динаров -это около 180 кг. чистого золота) Умар славился своей скромностью и набожностью. В 26 лет его назначают наместником Медины, Мекки и Тайфа. За 6 лет правления Умар проделал гигантскую по своим масштабам работу: были проложены дороги, созданы каналы и колодцы для сельскохозяйственных работ. Покинув должность наместника, Умар простым солдатом отправляется в составе армии халифата на войну с Византией. В это время его дядя Сулейман ибн Абд аль-Малик, правитель халифата, чувствуя приближение смерти, намеревается завещать власть своему любимому племяннику. Боясь, что Умар откажется от власти, халиф скрывает от него свое завещание. Приближенные халифа хранили свою тайну, дав обет молчания. Когда после смерти халифа Сулеймана, при большом стечении народа, было оглашено завещание, Умар публично отказывается от власти. Однако все присутствующие единогласно присягают новому халифу.
Так неожиданно Умар становится правителем огромной державы включающую в себя Аравийский полуостров, Северную Африку, Индию, Среднюю Азию, Иран, Ирак, Северный Китай, Закавказье и Северный Кавказ, Египет, Испанию, Юг Франции.
Став халифом, Умар полностью отказался от прежнего роскошного образа жизни. Он покидает великолепный дворец омейадов и жертвует все свое состояние в казну халифата. Жена халифа Фатима, следуя примеру мужа, сдала в казну даже свои украшения. Единственным его доходом остается земельный участок в Сувайде, который приносит в год всего лишь 200 динаров.
Несмотря на поступления в то время огромных средств в казну, он не брал себе ни дирхема. Дошло до того, что приближенные решили напомнить ему о том, что даже праведный халиф Умар, почитаемый как образец набожности и искренней веры, получал небольшое содержание из государственной казны, на что он возразил, что у Умара ибн аль-Хаттаба не было никакого имущества в то время, как у него оно есть.
Богатым и изнеженным родственникам халифа пришлось потуже завязать пояса. Доступ к казне был для них уже замурован навсегда. Халиф отказался от ненужной многочисленной придворной армии прислуг и панегиристов. Сам же Умар оставляет одну смену одежды, которая от длительного ношения вскоре покрывается заплатами, и поселяется в простом доме.
Порой халиф задерживался на пятничную проповедь, дожидаясь пока высохнет выстиранная одежда. На строгое аскетичное отношение Умара к жизни повлияли его тесные отношения с известным ученым и аскетом того времени Хасаном аль-Басри. Они часто общались и вели переписку. Историками приводится случай, когда на Умара ибн Абд аль-Азиза было возложено правление государством, он пригласил к себе трех ученых: Салима ибн Абдуллу, Мухаммада ибн Кааба и Раджа ибн Хайва и молвил: "Поистине, я испытуем этим несчастьем. Дайте же мне совет". Один из собравшихся у Умара, ученый по имени Салим сказал: "Если ты желаешь спасения, то будь соблюдающим пост по отношению к дунья (мирским прелестям и красотам). И пусть твоим ифтаром (разговением) явится смерть". Второй ученый по имени Ибн Кааб дал следующий совет: "Если ты желаешь спастись от наказания Всевышнего Аллаха, то пускай старший из мусульман будет для тебя отцом, средний - братом, а младший - твоим ребенком. Почитай же своего отца, уважай своего брата и будь жалостлив к своему ребенку". Третий же по имени Раджа сказал: "Если ты хочешь избежать Божьего наказания, то люби для людей то, что любишь для себя. И не желай для них того, чего не желаешь себе. А после можешь умирать. Это мои слова и мой совет. Воистину, я сильно встревожен за тебя относительно того дня, когда трудно будет устоять".
Придя к власти, Умар кардинально преобразовал социальную организацию общества. Он предоставил подданным право на свободное перемещение, выстроил постоялые дворы для путников, выкопал много колодцев, построил дороги.
В результате проведенных им экономических реформ вырос уровень жизни населения - в халифате практически не осталось нищих. Люди жили так хорошо, что затруднялись найти тех, кому нужно было бы платить закят. Чтобы искоренить чиновничий произвол, он поднял жалованье всем государственным чиновникам. Кроме того, во все провинции халифата был разослан указ Умара: "Кого притеснили, пусть входит ко мне без разрешения". Интересно, что закон предусматривал оплату дорожных расходов в размере от 100 до 300 динаров (примерно от 3-х до 10-ти тысяч долл.) в зависимости от расстояния.
Ученые и исследователи были поставлены на полное материальное обеспечение. "Научные искания не должны отвлекать финансовые проблемы", - считал халиф. Умар смещал с должностей наместников и государственных чиновников, тех, которые правили несправедливо и растрачивали государственные средства. Каждый житель халифата, обремененный долгами, независимо от вероисповедания, получал гарантию погашения долга за счет специально установленных государственных фондов. Каждый желающий обзавестись семьей и не имеющий на это средств получал необходимую сумму из казны халифата.
Главная черта, отличавшая халифа Умара от его предшественников, - это бережное, доходившее до щепетильности, отношение к казне халифата. В этом халиф был похож на своего прадедушку прославленного Умара ибн аль-Хаттаба, ближайшего сподвижника Пророка Мухаммеда.
Когда Умару предложили выделить огромную сумму на украшение Каабы (главного храма мусульман), он воскликнул: "Голодные мусульмане более нуждаются, нежели Кааба". Жители халифата любили Умара за кротость характера и справедливое правление.
Однажды правитель Хоросана попросил разрешения на применение силы против местного населения, сказав, что их исправит только меч и кнут. Разгневанный халиф воскликнул: "Ты лжешь. Их исправит только справедливость и истина. Не забывай, Аллах погубит тех, кто бесчинствует".
Время правления Умара называют эпохой наибольшего распространения ислама. Жители провинций халифата в массовом порядке принимали ислам. Наместники этих земель, опасаясь уменьшения поступлений налогов в бюджет, предложили Умару сохранить для новообращенных джизью (годовой налог с немусульман). Возмущенный халиф пылко возразил: "Аллах отправил Мухаммеда, да благословит его Аллах и приветствует, направляющим на прямую стезю, а не сборщиком налогов!". Результаты, достигнутые Умаром за короткое время, поражали воображение. В халифате наступило всеобщее процветание и благоденствие. По преданию Умар приказал высыпать пшеницу на вершины холмов, чтобы даже птицы не знали нужды в халифате.
Он проводил активную проповедническую политику, поощрял и почитал мусульманских богословов. В период его правления, как мы уже говорили, Ислам приняли многие подданные халифата. Но спустя всего лишь два года эпоха справедливого правления была неожиданно прервана. В возрасте 40 лет Умар внезапно умирает. По одной из основных версий, халифа отравили его приближенные из рода омейядов. Строгий пуританский образ жизни халифа, его щепетильное отношение к казне и справедливые реформы явно претили их неуемным и алчным желаниям.
Период правления Умара ибн Абд аль-Азиза, известного, как один из самых набожных и справедливых правителей за всю историю Ислама, иногда сравнивают с эпохой праведных халифов - четырех ближайших сподвижников пророка Мухаммеда, правление которых полностью соответствовало Божественному порядку.
Перед смертью Умар ибн Абд аль-Азиз попросил присутствующих сесть рядом. Они сели. Затем он обратился к Аллаху: "Ты мне велел, но я был небрежен. Ты мне запрещал, но я ослушался. Но я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха". Тут он поднял взор и куда-то пристально посмотрел. Люди сказали ему: "О, повелитель правоверных, твой взгляд суров". "Я вижу присутствующих здесь, но это не люди и не джинны", - и с этими словами он испустил дух. Люди же услышали, как кто-то прочел: "Этот дом в будущей жизни Мы даруем лишь тем, кто не стремится к высокому положению на земле, а также к нечестию. Счастливый исход уготован только богобоязненным".
Fafnir, не знаю, сколько в этом правды, а сколько приврали историки и пропагандисты от ислама, но вот конец закономерен. Я так понимаю, это и был ответ на мой вопрос? Возражу, во-первых, такое было вполне возможно в раннем исламе, когда религиозный пыл еще не сошел в порожняковые обряды, и люди верили от всей души, а не потому, что так принято. Мог появиться такой правитель. Но заметь, халиф - абсолютный монарх. Понятно, что его поддерживало население, в котором религиозный пыл тоже еще не иссяк. Но вот приближенные... сам видишь, конец закономерен, снова победило бабло. Один халиф не сломал системы. Система осталась прежней, просто на какое-то время он снизил негативы ее до минимума, за что и поплатился. В нашем же дерьмократическом обществе подобное невозможно в принципе. Наверх прорывается как раз тот, у кого меньше принципов. А охлосу, он же плебс, как всегда, нужно хлеба и зрелищ. Кто больше дал, тот и лучший правитель.
...Единым аршином дороги измерены, Стрелы заточены, луки проверены. Ворон укажет нам путь крылом облаков.
Так значит, свечку в руку, звезду за пазуху, Пей да гуляй заведомо празднику, Пой на высокой круче одинокий шаман. Бей в бубен, солнце закатится, Выйдет обряд, дело заладится, Высыпят звёзды, сгинет с болот туман.
Uktena, это я скорее к тому, что такое общество было возможным построить, пусть и ненадолго. Только вот сифак (он же вирусняк, он же те самые беспринципные черви у которых кроме денег нет ничего ни в жизни ни в душе) ...сифак эту отличную систему моментально похоронил. Соответственно, чтобы не стало сифака - нужно поменять исходный программный код системы (от комерческой Винды к социально направленной Лини) - мышление людей. Просто убрать из программного кода то что этот сифак и образует - деньги. Общество и общественное сознание рано или поздно трансформируется в такую форму. Около 10 тыс лет мы шли к тому чтобы отказаться от наличности. Сейчас в виде кредитных и банковских карт, пунктов оплаты, виртуальных денег - мы практически пришли к тому, чтобы избавиться от физического существования денег. Следующая стадия - избавление вообще от денежной системы, процесс небыстрый будет... Но тем не менее общество от денег избавится, хотя ему придётся пройти через многое, чтобы этого достичь - будет и тирания и полная зависимость от переходной системы. И да - это всё похоже на коммунизм.
З.Ы. Я не комуняка, и считаю что пришедшие к власти комуняки в 17-м году начали процесс разложения России. А ныне существующая компартия - проститутка и подстилка большого сэма, как впрочем и все прочие партии а также верха гос аппарата.
В возрасте 40 лет Умар внезапно умирает. По одной из основных версий, халифа отравили его приближенные из рода омейядов.
Что и требовалось доказать. Как я ранее и сказал.
Quote (Черный_Пес)
Только аккуратнее - если станешь слишком напирать то вирус тебя и уничтожит в первую очередь.
Пойми - хорошие люди - это не норма, а отклонение. А отклонения человек истребляет. Не может видеть людей не таких как он сам.
Муж Сумеречного Кардинала. Cадовник и защитник Бродяги. Напарник Мирового Зла по имени Shelter. Vaqarin считает, что я растаман. Что ж после травки думается как-то яснее:) Без любви в этом мире невозможно ничего.
ака Челябинский Примарх( copyright by lych-surikate)
я вот считаю, что людей остались единицы вообще. именно людей. потому что люди - это те, к кому применим термин гуманизм, гуманность, человечность. а к тому стаду, которое сейчас в большинстве я бы его применять не стал. потому моя философская позиция на данную тему такова, что основную часть населения земного шара составляет такой вид нелюдей как недолюди. нелюди есть вообще разные. но в большинстве - недолюди. если спросите "кто такие тогда люди?" то я попрошу вспомнить историю. греков к примеру. отличный пример человека. гуманны, моральны, честны, благоразумны, но в тоже время довольно горды и воинственны. однозначно люди. а посмотрите на нынешний народ. абсолютно ничего общего(за маленькими исключениями). только к названию вида добавили ещё одно слово "Сапиенс", чтоб звучало получше. и физиология та же, в общем-то. а так - одни ублюдки. при том таких ублюдков не видело даже мрачное время средних веков...
Berelik, чувствую я мизантропию...эммм, слушай, как таковых "людей" вообще нет, ибо масса, которая является разрушающей силой неразделима на некоторых индивидов. Даже я, ты, участвуем в этом разрушении, как бы не хотели. Даже будучи мизантропами, мы ( имею в виду себя, как мизантропа и остальных, кто разделяет мое мнение), мы не ву силах что-то изменить, так как говорить могут многие, а действовать не все.
WildWolf, неразделима, согласен. но мы скорей являем собой некую злокачественную опухоль, чем нормально функционирующие клетки организма. и я не говорил ничего о разрушении. разрушение несём именно мы. а не недолюди. ибо мы есть здесь для разрушения установленных массой норм, порядков и правил. и я, в силу возраста и в силу своих убеждений, не согласен категорически с тем, что мы не в силах что-либо изменить.
Даже при том, что я в целом не согласна, задам вопрос исходя из этой логической системы - зачем идти против?
Some violent bitter man, some powerful man Called architect and artist in, that they, Bitter and violent men, might rear in stone The sweetness that all longed for night and day, The gentleness none there had ever known
как говорит сатанизм:"не иди за толпой, не иди во главе толпы, не иди против толпы. иди осторонь толпы".
Quote
как же идти против этой волны огромной массы человечиков?
вообще можно идти против массы путём изымания из массы отдельных индивидуумов, которые будут делать так же. то есть массу можно победить качеством , а не количеством, так сказать.