Сказочный мир,мир фэнтази,мир красавиц и чудовищ.Мир Бориса Вальехо.... БОРИС ВАЛЬЕХО - "прикладной" художник. Он не ждет бешенного спроса на свои работы от музеев и картинных галерей, потому что в настоящее время прикладные направления в искусстве, как правило, подпадают под категорию коммерческого искусства. Ежегодно только в США издается огромное число книг - от 50 до 60 тысяч. Любая книга, будь то триллер или любовный роман, должна иметь умную и привлекательную обложку. "Соблазнительное" изображение или картинка всегда будут обеспечивать издателю существенно большее число покупателей и объем прибыли, и мы возьмем на себя смелость утверждать, что с этой точки зрения Борис Вальехо - непризнанный король искусства суперобложки.
После выхода в свет в конце 1970-ых нового издания приключеской серии Джона Германа и рассказов Гара, издатель был приятно удивлен результатами продаж, и он убедился, что выбор Вальехо в качестве автора обложки был несомненно мудрым решением. Многие читатели, у которых уже были романы Гара, купили новое издание просто потому, что им понравилась обложка! Вальехо мог относиться к себе, как к действительно популярному художнику; который, подобно любому другому художнику, создающему популярные художественные формы, также часто недооцениваемые эстетами, может не чувствовать дискомфорта, когда кто-то с презрением смотрит на его работы.
Бесспорно, есть что-то особенное в творчестве Вальехо, производящее глубокое впечатление, даже при том, что оно не может повлиять на художественный вкус человека. Это, конечно, результат сознательного стремления и хорошо продуманного метода. В этом нет никакой тайны: Вальехо открыто поведал об этом в книге о себе, изданной Ballantine Books - главным заказчиком на его работы. Сначала начинает работать творческое, или, будем говорить, "классическое" воображение художника. Художник фиксирует сущность настроения сцены, для которой он затем делает эскиз в виде "живого изображения". Эскиз, начинающий этот путь, более ярок, более тонок и прорисован свободнее и менее четко, чем конечный результат. Вероятно, такой подход мог бы оказаться лучшим путем к Парнасу, но не в этом цель Вальехо. Важно привлечь внимание максимально возможного числа людей: книги должны иметь коммерческий успех. Покупательная способность книги зависит от того, удовлетворяет ли обложка вкусу покупателя среднего класса, и от того, насколько она затрагивает жизнь обычного человека. Уловки рекламной торговли и тактика использования известных кинозвезд для продажи изделий также не могут быть выкинуты из рассмотрения, как средства маркетинга изделия.
Добавлено (05 Сен 06, 9:28 Pm)
---------------------------------------------
Как же начальный эскиз преобразуется в неподражаемый и легко узнаваемый по стилю Вальехо конечный результат?
Первый шаг: выбор модели, которая наиболее подходит под фигуру и образ на эскизе, и съемка ее на фотографию в точных позах. Вальехо не тратит слишком много времени на просмотры, и в большинстве случаев он сам является моделью для мужских фигур (видите, художнику бывает полезно иметь мускулистое тело). Вначале, в качестве женской модели Борис использовал свою жену - Дорис Майер. Нынешняя модель - его жена Джулия Белл, также художница. (Я знаю еще двух моделей Бориса Вальехо: Стэйси Е. Уокер и Джозефина.) Конечно, рисуя нубийского воина, Вальехо не позирует перед камерой. Он также нанимает моделей для различных женских типов. Он успешно копирует фотографии на картину, а затем наносит тени коричневым акрилом. Это придает формам пластичность, а краска быстро сохнет, давая возможность наносить новые цвета без необходимости смешивать их с основой. По этой причине большинство живописцев, чьи работы перепечатаны, удовлетворено этой методикой. Но не Вальехо: в определенной мере он использует и традиционные методы. Он делает наброски масленными красками, смягчеными в скипидаре, при работе над более детальными частями.
Конечно, техника сама по себе - далеко не все, и в любом случае, не это гарантирует успех. Кто бы ни пытался, не веря этому, подражать Вальехо - идеи и новизна также крайне важны для успеха. Вальехо появился не внезапно и не из ниоткуда - он был последователем нескольких великих художников прошлого. Но как Афина Паллада родилась во всеоружие прямо из головы Зевса, точно так же и Вальехо "взлетел за миг": он получил заказ на его самую первую книжную обложку - к книге Эдгара Берроуза "Я - Варвар", - которая показала несомненный блеск Вальехо. Ластер дель Рей, один из редакторов Ballantine Books, вспоминает встречу в издательстве, на которой они обсуждали первые изданные работы Бориса. "Как только я переступил порог офиса моей жены - Джуди-Линн, главного редактора отдела научной фантастики, - она взволнованно попросила, чтобы я отправился с ней в художественный отдел. Ян Саммерс, художественный редактор, разложил рисунки Вальехо по всему столу. Он даже не повернулся, чтобы взглянуть на меня, но кричал: 'Смотрите на эти фоны! И детали! Этот человек открывает потрясающие перспективы!' Стоит ли говорить, что в издательстве, которое получает огромное количество изображений в день, такой энтузиазм весьма исключителен?!"
Добавлено (05 Сен 06, 9:29 Pm)
---------------------------------------------
Борис Вальехо родился в семье преуспевающего адвоката в Лиме, Перу. С раннего возраста он заинтересовался искусствами, но сначала хотел связать свою карьеру с совершенно другим жанром: он учился играть на скрипке в течение семи лет в надежде стать исполнителем. Как известно, подобная перемена не является необычной среди художников. Можно привести несколько примеров: Виктор Гюго и Мор Йокаи (венгерский писатель) были талантливыми художниками-графиками, Микеланджело писал прекрасную поэзию, а испанский живописец Эль Греко великолепно играл на скрипке. Так что есть люди, которые, являясь профессионалами в одной области искусства, могут быть выдающимися любителями и в другой. Тем не менее, Вальехо отвернулся от искусств, и в течение двух лет посещал школьный курс начальной медицины. Позже он нашел хорошее применение полученным знаниям, особенно в области анатомии.
После двух лет, при поддержке друзей и коллег, которые заметили, как хорошо он рисует, Вальехо поступил на отделение изобразительных искусств в Escuela Nacional Bellas Artes' (Национальную Школу Искусств) Перу - художественный колледж, где он получил пятилетнее образование. Ему не потребовалось много времени, чтобы получить престижную золотую медаль за превосходную работу. Ему было 16, когда он получил приглашение на учебу во Флоренции - заветная мечта многих, - но он отказался от предложения. Вальехо быстро заработал доверие как художник, и в 1964 он собрал портфель с частью своих работ и эмигрировал в Соединенные Штаты. Он надеялся на более успешную карьеру, чем он мог когда-либо иметь в Лиме. Всего около 80 долларов в бумажнике, и незнание языка - так он и прибыл покорять город, используя свои знания и талант (подобно бальзаковкому герою, собившемуся покорить Париж). У него не было друзей, но, к счастью, он столкнулся с несколькими перуанскими иммигрантами, которые помогли ему найти жилье. Он знал, что денег не хватит и на месяц, поэтому ему срочно была нужна работа. Позже ему помогли получить работу в рекламном отделе трастовой компании. Во время шестимесячного испытательного срока он работал в Харфорде, штат Коннектикут, а затем был переведен в нью-йоркский офис. Здесь, помимо многих хороших вещей, он встретил Дорис - свою будущую жену.
Ему понадобилось два года, чтобы перейти от работы на компанию к работе в качестве внештатного художника. В течение последующих восьми лет он брался за любую работу, которую мог получить. Он познал основное правило издательской жизни: в начале нельзя отказываться ни от какой работы, т.к. журналисты - весьма разборчивый и сплоченый народ. Кроме того, кому еще делать "грязную работу", как ни новичку? (В данном контексте "грязная работа" - это реклама, рождественские открытки и другие вещи, предназначенные исключительно для коммерческих целей). Это было хорошим уроком для Вальехо. Он привык работать в различных стилях, что помогло ему выработать и развить свой собственный стиль. Он научился работать в сжатые сроки и делать быструю, бессмысленную работу, которая не требовала никакого вдохновения. На смену рождественским открыткам и рекламе обуви и галстуков пришли сборники комиксов, которые означали завоевание мира комиков. Борису нравился этот вид изобразительного искусства, и наблюдении за выпиращими мускулами героев и за фантастическими монстрами, он думал, что может рисовать не только подобные вещи, но также, вероятно, и лучшие. Его уверенность в себе не была необоснованной: когда он принес некоторые эскизы монстров в Marvel Comics, он тут же понял, что им нравятся его достижения, и они хотят от него дальнейшего развития этого направления. В рамках данного художественного жанра фантастические создания Вальехо - реальные и мифические животные или демоноподобные герои типа Конан-Варвара - постепенно стали эталонами.
Добавлено (05 Сен 06, 9:29 Pm)
---------------------------------------------
"Я уже успешно работал в качестве иллюстратора на протяжение нескольких лет, когда однажды увидел на обложке американского журнала комиксов изображение в стиле фэнтази. Это была героическая женщина, борющаяся с доисторическим монстром, и тут я понял, что это и есть то, чем я хочу заниматься. Я всегда испытывал особую любовь к совершенной структуре человеческого тела, и искусство фэнтази давало мне возможность изображать в моих работах мускулистые и красивые фигуры во всевозможных ракурсах и положениях. И поскольку я люблю человеческое тело, я всегда стараюсь рисовать его столь красивым и совершенным, насколько это возможно."
Тогда же Вальехо решил, что пришло время переключиться с жанра комиксов на оформление книжных обложек, вероятно потому, что он не был вполне удовлетворен оплатой по сравнению с затрачиваемым временем. Это произошло в 1975, и еще раз подтвердилась правильность его решения: в следующем году он получил ряд заказов от Ballantine Books - известного издательства приключенческих романов. Вальеховкая версия Тарзана стала популярной. Он отклонился от изображения светловолосого, синеглазого, изящно сложенного дикаря аристократического происхождения, и вместо этого подчеркнул его необузданную силу, смелость, и выпирающие мускулы. В значительной степени его успех был вызван тем фактом, что он рисовал реальных животных: пугающие гориллы, благородные и величественные слоны, удавы, нисколько не похожие на тех, что можно увидеть в "Книге Джунглей" - реальные животные, для которых сила олимпийского чемпиона - ничто. (Предыдущие версии обложек "Тарзана" являли образ победителя в честном поединке, около которого Вы можете также представить судью. Это больше, чем совпадение, что великолепный Джонни Вессмюллер, самый известный из всех "Тарзанов", был чемпионом по плаванию.) Успех новых версий обложки книги "Тарзан" был настолько велик, что по просьбе читателей они издали их в виде отдельного альбома, который был быстро распродан. Большинство его рисунков, изображающих сцены дикой природы, исполнены особой проникновенностью и чувственностью. Его яркие произведения всегда подписаны "Борис".
Добавлено (05 Сен 06, 9:30 Pm)
---------------------------------------------
Вероятно, одна из наиболее типичных фигур у Вальехо - этакий благородный дикарь, воплощающий невежество, почти нечеловеческую силу, однако с его особенностями и отражая кое-что, чего, возможно, не было в характере истинных, исторических варваров. Это "кое-что" - неподдельная простота и благородство. Кроме этих персонажей другие мужские фигуры редко появляются на его рисунках. Антагонисты - обычно различные монстры, фантастические персонажи, созданные на основе нескольких уже не существующих животных. В специальном "зверинце" Вальехо имелось множество существ: ручная собачка амазонки с крыльями летучей мыши, головой льва и туловищем ящерицы, жуткий шестиногий монстр с туловищем орла и головой ягуара или пантеры, покрытый кожей динозавра и похожий на лягушку, или хамелеон, подобный традиционному кентавру и единорогу, или один из их родственников вроде крылатых демонов: наполовину женщина, наполовину - хищная птица.
Женщины - подходящая компания для дикарей. Порою на картинах появляются хрупкие и кроткие рабыни, но героиня, конечно же, всегда одинакова: необычайно женствена, с изысканными благородными чертами. Этот тип всегда передается одинаковым, немного неестественным способом, позволяющим отражать тончайшие черты фигур. Естественно, эти женщины отличаются от раздражительных, плаксивых и испорченных киногероинь: в их чертах присутствует жесткость, требующая к себе уважения. В то же время, их фигуры не похожи на фигуры выдающихся женщин-атлетов современности. Конечно, нет такого вида спорта, в котором были бы женщины с подобным вальеховким героиням телосложением. Но его фигуры не напоминают нам и современных женщин-культуристок, поскольку они гораздо более мужественные, и их мускулы не подходят к нынешнему идеалу женской красоты.
Задние планы Вальехо не прорисовывает; он размещает на них только несколько существенных элементов, вроде нечетко выделенных пятен, красочных туманов в нереальных синих, зеленых, красных, фиолетовых и розовых тонах. Эти фоны - всегда результат воображения, в то время как люди, одежда и нефантастические животные соответствуют реальности. Нечеткость фонов - издержки данного вида изобразительного искуства: верхняя часть изображения должна быть фактически пуста так, чтобы оставалось место для заголовка книги, имени издателя и, возможно, небольшой рекламы. Так что "фабула" рисунка должна умещаться в его нижние две трети. Также существуют требования, связанные с масштабированием: учитывая размеры изображения, рисунок должен быть спланирован так, чтобы каждый существенный элемент был различим даже на маленькой обложке. Например, на обложке книги "Восемь Пылающих Свечей" - истории о призраке, видна только одна свеча и две женские фигуры (одна - на вершине лестницы, другая - на переднем плане), но их расположение такое, что вместе они точно передают установившуюся зловещую атмосферу.
И Борис действительно вточности знает назначение своих иллюстраций. "В книжных лавках всегда соседствует огромное количество книг, и часто именно от обложки зависит, будет куплена книга или нет. Удачная обложка должна притягивать потенциального покупателя подобно магниту." Мастер своего дела, Борис использует эротические изображения, чтобы играть на тайных похотливых желаниях своей публики подобно виртуозу игры на скрипке. Но насколько хорошо он знает, к чему стремиться в своих картинах, настолько он изобретателен и использует свое воображение в них. Иллюстрации Бориса Вальехо никогда не бывают схематичными, вялыми и безжизнеными. В отличие от других художников жанра фэнтази, он продолжает находить все новые и новые пути покорения публики. Создается впечатление, что его изобретательность и разносторонность не знают границ. Фактически, в жанре фэтнази не осталось нетронутых им областей.
Борис столь же знаком с героическими позами воинов-варваров, сколь и с поэтическим описанием загадочно-романтичного пейзажа или жуткого вида причудливых существ из чужого мира. Композиция и цвета этих потрясающих произведений искусства ставят наблюдателя перед фактом влияния на них искуства живописи нескольких столетий. "Вермер, Рембрант, Леонардо - в свои юношеские годы я изучал работы подобных мастеров снова и снова. Однако самыми моими любимыми живописцами были два испанца - Мурильо и Веласкес."
Но даже сегодня Борис выражает большой интерес к работе своих коллег. В его отношении нет самодовольства, и он отказывается почивать на лаврах. Он продолжает искать новое вдохновение, непрерывно прилагает усилия, чтобы быть выше того, что он достиг, и пытается стать еще совершеннее и великолепнее.
Вальехо может делать одновременно несколько непохожих вещей: в его юмористических зарисовках, созданных для собственного удовольствия, он пародирует себя и весь жанр. Но он ничего из этого не желает продавать. Почему нет? Вальехо и его жанр уже "раскручены". Он завоевал своих поклонников, число которых продолжает расти, и которые принимают его таким, какой он есть. Вот почему ему больше не приходится хвататься как за соломинку за любое предложение.