Природа не устает преподносить нам сюрпризы, причем такие, которые заставляют задуматься даже человека, далекого от мистики. Всем известна легенда об основателях города Рима, которые были вскормлены волчицей. Их назвали Ромул и Рем. Брат их матери Амулий похитил младенцев и решил умертвить близнецов, чтобы самому стать властителем. Он отдал приказ утопить Ромула и Рема в Тибре, но слуги, пожалев детей, ослушались Амулия и оставили братьев на берегу реки. Здесь их нашла волчица, отнесла в свое логово и вскормила молоком. Когда братья выросли, на месте своего спасения зверем они заложили новый город - Рим. Роно. Это легенда, но подобные события происходят и в реальной жизни. В 1975 году пастух увидел в лесу среди волков человеческого детеныша. Когда волки разбежались, мужчина поймал его и привез в Милан. Мальчика назвали Роно. Он рычал как зверь, не говорил ни слова, долго отказывался от пищи. По внешнему виду ребенку было около 5-ти лет. Его поместили в Институт детской психиатрии, где врачи старались сделать из ребенка-волка человека. Подобных случаев известно немало: только официально зарегистрировано около четырех тысяч свидетельств о том, что детей воспитывала звериная стая. Рам. Например, недалеко от индийского города Лайхнау рабочий-железнодорожник Рауль заглянул в долго стоявший в тупике вагон и обнаружил там удивительное существо. Внешним видом это создание было похоже на человека, только вот взгляд был звериным. Человеческую речь он не понимал, передвигался только на четвереньках, а его колени и ладони были покрыты плотными мозолистыми наростами. Человековолка отправили в больницу. Через несколько дней туда явился торговец фруктами, которого звали Прасад. Он попросил разрешения взглянуть на ребенка. Дело в том, что около восьми лет назад у него исчез маленький сын, которого, скорее всего, утащил волк. Это случилось так! Жена Прасада, устав от работы, заснула на циновке во дворе их дома, сын играл неподалеку. Когда женщина проснулась, ребенка нигде не было. Прасад добавил: «Если это все-таки мой сын, то на его виске должен быть небольшой шрам». И у ребенка действительно был шрам на виске, поэтому Рама (именно так звали мальчика) отдали отцу. Как его жизнь сложилась дальше, неизвестно. Камала и Амала. История двух индийских девочек Камалы и Амалы, воспитанных волками, пожалуй, самая сенсационная. Их обнаружил в 1920 году в волчьем логове пастор Синг. Священником двигало любопытство: в одной из деревень штата Западный Бенгал он услышал о лесных духах, которые якобы появляются вблизи крестьянских хижин. Очевидцы утверждали, что эти духи похожи на людей, но бегают на четырех ногах. Людей, видевших странных существ, было несколько десятков, поэтому Синг пришел к выводу, что за всем этим кроется вполне реальное явление. Один из крестьян показал пастору место, где «лесные духи» появляются чаще всего. Синг организовал там засаду и увидел, как сначала появились три волка и два волчонка, а за ними неторопливо прошествовали два человекоподобных существа. Подобно волкам, они передвигались на четырех лапах. Чтобы окончательно все выяснить, Синг решил проникнуть в волчье логово,- где и обитала необычная семья. Крестьяне, сопровождавшие пастора, очень испугались и отказались ему помогать. Неделя понадобилась Сингу, чтобы уговорить охотников и наконец подойти к логову. Два взрослых волка убежали, а волчица осталась, чтобы защищать детенышей до конца. Ее пришлось застрелить. Когда люди проникли в логово, то нашли там двух волчат и двух одичавших девочек. Старшей из них на вид было лет семь-восемь, а младшей - около двух. Младшая, Амала, вскоре умерла, а Камала дожила до 17 лет. Пастор Синг день за днем очень подробно описывал ее жизнь. Камала очень боялась солнечного света и огня. Передвигалась она только на четвереньках, из пищи признавала исключительно сырое мясо. Днем девочка обычно спала, а ночью бродила по дому. В первые дни своей жизни среди людей сестры каждую ночь протяжно выли, причем делали это через правильные промежутки времени: около десяти часов вечера, в час ночи и в четыре часа утра. «Очеловечивание» Камалы происходило с большим трудом. Она долго не могла привыкнуть к одежде и срывала с себя все, что на нее пытались надеть. С особым упорством и страхом Камала сопротивлялась мытью. Целых два года понадобилось, чтобы научить девочку стоять и ходить на двух ногах. Однако, когда ей нужно было передвигаться быстро, она все равно становилась на четвереньки. Со временем Камала привыкла спать ночами, есть руками, а не рвать пищу зубами, пить из стакана. Но самое трудное было научить одичавшую девочку говорить. Даже через семь лет жизни в обществе людей она понимала всего лишь 45 слов. К пятнадцати годам умственное развитие «волчьей воспитанницы» соответствовало развитию двухлетнего ребенка, а к семнадцати - четырехлетнего. Разумное объяснение. Иногда человеческих детей «усыновляли» леопарды, обезьяны и даже медведи, но все же чаще в этой роли выступают именно волки. Один из исследователей этой проблемы профессор Джезелл рассказал в своей книге о 14 подобных случаях. Их объяснить отнюдь не трудно. Многие из этих умных хищников обитают вблизи тех мест, где живут люди. И нет ничего удивительного в том, что на оставленного без присмотра в поле или на опушке леса ребенка может наброситься волк. Как и многие хищники, он предпочитает схваченную добычу унести в безопасное место или же в свое логово, к волчице с волчатами. А там беспомощный плачущий ребенок, возможно, способен вызвать у волчицы материнский инстинкт. Своих детенышей волчица кормит сначала молоком, потом подкармливает их полупереваренной отрыжкой из съеденного мяса, а в 8-10 месяцев подросшие волчата покидают своих родителей, потому что они уже вполне могут существовать самостоятельно. Ребенок же человека в этом возрасте еще совершенно беспомощен, и «приемные родители», по-видимому, чувствуют это инстинктивно, поэтому продолжают кормить своего несуразного «детеныша». А малыш, хорошо усвоив за первые три месяца крик голодных «братьев и сестер», побуждает своих «родителей» приносить ему пищу. Некоторые ученые отрицают длительную возможность пребывания маленьких детей на «воспитании» у животных, но тот же профессор Джезелл описывает 12 случаев, когда ребенок, оказавшийся в лесу, долгое время живет самостоятельно, полностью приспособившись к дикой жизни. Однако следует признать, что дети, лишенные общения с людьми и не получившие соответствующего воспитания, превращаются в умственно неразвитых существ. Примеры одичавших детей только подтверждают известную истину, что для становления человека особенно важен период от дух до пяти лет. Именно в эти годы человек приобретает и усваивает те знания и навыки, которые составляют фундамент его психики. Если же этот период становления упущен, то полноценного человека воспитать очень трудно. Особенно пагубно влияет на мышление ребенка отсутствие речи. Чтобы человек стал человеком, ему необходимо в первую очередь общаться с другими людьми. Возможно, природа совсем не зря преподносит нам подобные сюрпризы: она как бы показывает современному цивилизованному человеку, что все в этом мире очень относительно. |