Quote (Uktena)
Кстати, не стоит забывать, что ряд походов крестоносцы организовали и против Руси.
Ну, что ж, давайте поговорим о так называемом «Крестовом походе на Русь». ^)
Об остальном скажу позже.
В российской историографии утвердилось мнение, согласно которому в начале 40-х годов XIII века состоялся провозглашённый и организованный Католической Церковью Крестовый поход на Русь, в котором приняли участие все основные силы рыцарства Северной Европы – Швеции, Дании и Тевтонского ордена. И что для наступления был выбран момент крайнего ослабления нашей страны, только что перенёсшей ужасы татарского нашествия. И якобы в этих тяжелейших условиях русский народ, руководимый Александром Невским, нашёл в себе силы отразить вражескую агрессию с Запада и даже нанести страшное поражение захватчикам на берегах Невы и на Чудском озере.
Прежде всего следует отметить, что само понятие «Русь» в XIII веке имело лишь географический и языковой смысл. Единого государства с таким названием на тот момент не существовало. И у русских княжеств отношения и с западными соседями и со Святым Престолом складывались по разному.
Версия, что Рим провозгласил и тем более организовал некий крестовый поход против хотя бы одного из этих княжеств не имеет ни одного документального подтверждения, а отдельные столкновения не носили религиозного характера.
Собственно говоря, под т.н. «Крестовом походе на Русь» подразумеваются лишь две русских феодальных республики – Новгород и Псков. А весь поход к трём эпизодам – Битва на Неве, захват ливонцами Изборска и Пскова и сражению на Чудском озере. Поэтому говорить о нападении на ослабленную монгольским нашествием Русь вообще не приходится. Как известно, оно не затронуло ни новгородские, ни псковские земли.
Ирония заключается в том, что буллы с объявлением «крестового похода на Русь» не существует (хотя многие уверены, что такой поход объявлен был). А вот послание Папы Иннокентия IV христианам Восточной Европы с призывом участвовать в Крестовом походе против татаро-монголов от 14 мая 1253 года существует (но о нём слышали немногие).
Итак. Невская битва. Как не странно, именно о ней мы знаем меньше всего. Лишь краткое сообщение в Псковской летописи и чуть более пространное в Новгородской. Всё! Летописи других русских земель об этом событии не знают. Молчат и западные хроники. Наиболее подробный и красочный рассказ о Невской битве находится в Житии Александра Невского, но этот источник как раз менее всего достоверен. Многие детали этого рассказа либо не подтверждаются, либо прямо отвергаются другими источниками.
Нам не известно, ни кто возглавлял шведов, ни какова была цель их присутствия в устье Невы, ни численность участвовавших в битве войск. Однако точно можно сказать, что ни шведский король, физически неполноценный Эрик Шепелявый, ни ярл Биргер шведское войско возглавлять не могли. Биргер стал правителем лишь спустя 8 лет после Невской битвы. А в 1240 году он подавлял волнения в Норвегии. Его единственный поход на восток состоялся в 1249 году. Это был поход в финские земли, и окончился он победой.
Ничтожно малые потери (согласно летописей) – 20 человек или даже меньше говорит о том, что сражение имело небольшой масштаб. Возможно, это была экспедиция шведов против местных язычников, возможно шведы выбирали место для постройки новой крепости, возможно высадились для починки кораблей или пополнения запасов пресной воды… Не имея данных о цели высадки шведов, можем ли мы утверждать, что Невская битва была частью крестового похода против Руси?
Теперь о взятии ливонцами Изборска и Пскова. Причина этого никак не была связана с Невской битвой, да и с крестовыми походами тоже. Ливонцы просто вмешались в междоусобную распрю русских князей, поддержав одну группировку бояр против другой. Почему? Да из-за родственных связей. Вот и всё! И по просьбе русского князя Ярослава Владимировича, сына изгнанного Владимира Мстиславича. Это был эпизод противостояния между Ростиславичами и Суздальскими князьями. И ничего иного.
И наконец, сражение на Чудском озере или т.н. Ледовое побоище. Это сражение вообще трудно назвать агрессией ливонских рыцарей, поскольку (опять же согласно русским летописям) инициатива нападения на земли Ливонского Ордена весной 1242 года принадлежала именно Александру Невскому.
Вот вам Лаврентьевская летопись: «В лето 6750. Ходи Александръ Ярославичъ с Новъгородци на Немци и бися с ними на Чюдъскомъ езере оу Ворониа камени. И победи Александръ, и гони по леду 7 верстъ секочи их». То же описано и в Ливонской Рифмованной хронике. С ними, как ни странно, согласны и авторы «Очерков истории СССР»: «…Александр Ярославич повёл своё войско в землю эстов, дав право войску воевать в «зажитие», т.е. нанося максимальный ущерб врагу». Короче, это был обычный военный набег князя Александра, а не эпизод «Крестового похода на Русь».
Часто приходится слышать, что лёд тяжеловооружённых рыцарей, проломился под ними, и всё войско ордена утонуло. Это не соответствует действительности. Вооружение ливонских рыцарей в те времена по весу практически не отличалось от вооружения русского воина. Более тяжёлые доспехи появились гораздо позднее. А говорить о религиозном характере битвы вообще не приходится.
Невольно хочется дополнить текстом письма Папы Иннокентия IV, который в 1248 году пишет князю Александру Невскому, поздравляя его с тем, что он «весьма благочестиво просил о присоединении к главе сей [т.е. римской] церкви, как член, с истинной покорностью и решил в знак сей покорности построить в городе Пскове латинский собор».